Previous Entry Share Next Entry
"Проклятие нефритового скорпиона" /"Зелиг" - краткий обзор фильмов Вуди Аллена.
acefal
Вуди Аллен прекрасен. Нет, даже не так. Он приятен. Да, он не столь философичен, как Годар, Пазолини или Гринуэй, но он артистичен и... приятен. Как правило, философия его фильмов сводится к бытовой метафизике и к диалектике полов, причём всё это неизменно сопровождается его фирменным юмором, главное в котором это сарказм и ирония - нередко и самоирония.
 Ещё одна отличительная черта Вуди Аллена-режиссёра - это его литературоцентричность. Он блестяще сочетает две основные повествовательные формы, зачастую противоречащих друг другу - рассказ и драму. По части выстраивания драматургической линии Аллен - мастер, его диалоги часто строятся вокруг коротких острых, реплик но и в нарративногм поле анекдота, рассказывания он работает блестяще - композиция выверенная и чёткая, пусть и без особых претензий на виртуозность: она проявляется в другом - в юморе.
Получается даже не заметка о конкретном фильме, а некие итоги, разумеется, предварительные, ибо я даже и половины фильмов Вуди Аллена ещё не смотрел. Но в эти итоги полностью вписывается "Проклятие...". Там присутствуют все те черты, что я описал выше.
Ну и нельзя в очередной раз не восхититься игрой Вуди Аллена. Блестящая работа с жестом и мимикой, истоками которой, на мой взгляд, является актёрская игра Чаплина (возможно, и Китона тоже). Да и вообще Аллен - фанат кино, и бог знает, сколько фильмов он пересмотрел в детстве. Для него довольно свойственно обыгрывать те или иные кинематографические сюжеты ("Зелиг"). И таким образом, мы подходим к важной - если не важнейшей теме его творчества - это метафизика кино, магия кинематографа, очарование камерой ("Зелиг", "Преступления и проступки", эпизод с расфокусированным человеком в "Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить"). А это неизбежно подводит нас к такой нетривиальной проблеме, как разделение реального и условного, к вопросу о том, что такое реальное. И для Аллена они постоянно сочетаются, постоянно размывая чёткие границы между собой. Достаточно вспомнить здесь конец "Проклятия нефритового скорпиона", когда Бригс в самом конце понимает, что Фитцджералд влюблена в него не под состоянием гипноза - да, ход вполне себе мелодраматический, но суть ведь именно в размытости границ гипноза (или условного) и яви (то есть реального). Или в фильме "Преступления и проступки" учёный, о котором герой Аллена снимает фильм, утверждая любовь, как основу бытия,  кончает жизнь самоубийством (хотя учёный и произносит ключевую во многом фразу: "Иногда оказывается, что жизнь не стоит того, чтобы прожить её всю до конца"), ставя его перед выбором: насколько условно (или реально) то, что он говорил (ведь это всё же фильм, пусть и документальный). Можно вспомнить и "Зелиг", который построен нарочито в документальной манере, чтобы придать больший вес реальности происшедших событий. Придать большую истинность. Также и в других приведённых примерах. Иными словами, стёртая грань между условным и реальным порождает сомнения в критерии истины (истинности происходящего). А ведь снимает Вуди Аллен художественные фильмы, а потому и вопрос о том, насколько условна специфика искусства, как такового, и кино, в частности, остаётся для него весьма актуальным и открытым.

  • 1
Кстати, ни одного из этих фильмов Аллена я не смотрел, к сожалению. Сегодня хочу посмотреть "Манхеттен", так как давно планировал.

"Манхеттен" - отличный фильм! Это ьы правильный выбор сделал.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account