Previous Entry Share Next Entry
Преступления и проступки (фильм Вуди Аллена)
acefal
Все фильмы, где Вуди Аллен участвует и как актёр, стоит смотреть. Пусть образы его персонажей и не поражают разнообразием, но играет он здорово, а образ творческого неудачника остаётся притягателен. 
Вуди Аллен очень литературен в своих фильмах. Он чётко выстраивает сюжет, который напоминает переложение какого-то текста. Скорее романного. Писать романы у Вуди Аллена получилось бы замечательно. Большие толстые романы в духе Джордж Эллиот или Теккерея. Тонкая английская ирония очень присуща его творчеству.
Фильм строится на двух сюжетных линиях, пересекающихся лишь в самом конце да и то мимолётно. Первая линия - это Достоевский: имею ли право, поиски бога (причём бог неожиданно обнаруживается вполне себе иудейский), есть ли нравственность. Понятно, что не Достоевским едины эти мотивы, но именно он первый пришёл на ум.
Вторая линия - это иронично-меланхоличное повествование о межличностных проблемах творческого неудачника. Проблемы эти прежде всего с женщинами. С женой он не спит больше года: "Ровно год назад мы перестали спать. Я очень хорошо запомнил эту дату - было 20 апреля, а это день рождения Гитлера". Влюбляется в другую, но та оказывается пленена пошлостью и поверхностностью продюсера, которого герой Аллена просто не переносит. Эта линия, на мой взгляд, гораздо лучше удалась - в первую очередь из-за присутствия в ней Аллена-актёра, а также из-за иронии, что непосредственно вытекает из предыдущего пункта. Ирония очень хорошо разбавляет трагичность - порой наигранную - первой линии.
Сюжет с убийством и тяжкими раздумьями пост-фактум вообще выглядит неубедительно да и конец, на мой взгляд, оказался скомканным и невнятным. Другое дело сюжет второй линии. Там идёт совмещение планов, причём убедительно выглядит это и с формальной стороны (эффект фильма в фильме, обыгрываемый не раз,  эффект закулисья (черновика?) - когда герой Аллена снимает документальный фильм о брате своей жены, известном продюсере, то он снимает не только "официальные" моменты, но и своеобразные закулисы его жизни, пытаясь показать истинное его лицо. Главная же ирония проявляется в конце, когда самоубийством кончает жизнь герой снимаемого документального фильма, утверждавший  вполне определённый оптимизм-несмотря-ни-на-что и высказывающий любопытные, хотя местами и тривиальные мысли о любви. А в первой, драматичной линии присутствует натянутая символика: ослепший Бен, раввин, видящий гораздо лучше Джуда -  признанного офтальмолога. Второй не смог избавить Бена от слепоты физической, но и раввин ведь по сути не смог уберечь Джуда от слепоты нравственной; в драматичный момент убийства, которое не показывается виднеется надпись "Paint", где последняя буква оказывается в  густой тени, обнажая тем самым идею предстоящих болей: физической - жертвы и душевных - Джуда.
Музыкальная подборка также работает на иронию, на лёгкое восприятие. В основном, это джаз в том или ином своём проявлении. (За исключением моментов, когда слышится Шуберт - фактически момент убийства.)
В целом фильм производит приятное впечатление в той части, где Вуди Аллен выступает и как актёр. Как режиссёр, он снимал гораздо более сильные вещи, и не очень убедителен в сюжетной линии офтальмолога Джуда.
Ну и напоследок - коротенький запоминающийся эпизод. Герой Аллена, подавленный и разочарованный выбором своей возлюбюленной, которая стала встречаться с пошляком-продюсером (Лестером), разговаривает с ней. Она возвращает ему его любовное письмо, пытается утешить его, говорит, что письмо очень красивое, просто послано не тому человеку, на что он отвечает: "Моё единственое любовное письмо... Это хорошо, что ты его вернула. Я содрал его у Джойса. Ты ведь заметила ссылки на Дублин"

?

Log in